А много ли их, этих выходных, у механизаторов в самые горячие дни посевных и уборочных работ? Да практически отсутствуют. Мы засыпаем – они ещё в полях, мы просыпаемся – они уже в полях.
Пока ребенок мал, все отчёты он ведет от себя. Родители существуют, чтобы его кормить и любить. Учителя – чтобы учить. Поля, леса и реки – просто ему принадлежат. Опроси первоклассников, кем хотят быть – сплошь бизнесменами, артистами да блогерами. В этой ребячьей армии мало солдат – одни генералы да маршалы.
А тем более, простых механизаторов, чью профессию никак нельзя поставить в ряд популярных. Согласитесь, вопрос об открытых дорогах и призвании назрел давно. Только почему-то, многие родители и учителя в большинстве своем ориентируют старшеклассников только на ВУЗы, а «непоступленцы» считаются чуть ли не педагогическим браком. Считаются или считались? Судя по тому, что в Южном аграрном техникуме в этом году план набора на рабочие специальности выполнен и, более того, проходил на конкурсной основе, то уже можно говорить о растущем интересе среди молодежи именно к профессиям сельскохозяйственного профиля.
А разве возможно этого достигать при отсутствии опытных преподавательских кадров и, в первую очередь, мастеров производственного обучения? Именно от них зависит дальнейшая судьба учеников, желание добиваться совершенства в выбранной раз и навсегда профессии. Разговор с мастером производственного обучения Сергеем Алексеевичем Богомоловым и его учеником Георгием Коноваловым был вовсе не случайным. Опыт, знания одного и стремление, воля другого – это и есть преемственность поколений, о которой мы так часто говорим. И, кроме того, я уверена, что далеко не все студенты Сергея Алексеевича интересовались фактами биографии любимого наставника. Они своего мастера просто всегда уважали и ценили, делились своими секретами и писали письма из армии.
Два билета в жизнь
- В профессию мастера производственного обучения, - начал свой рассказ Сергей Алексеевич, - я пришел не случайно. Жили мы тогда в Уяре, семья была большая, как теперь принято говорить, многодетная. Отец работал трактористом, мать – дояркой. И детство мое в деревне было далеко не безоблачным.
Хоть я и был самым младшим среди детей, к труду был приучен. А куда деваться? Хозяйство большое, особой техники не было, сено косили и убирали вручную, о благоустройстве в доме и не мечтали. Старший брат уже в армии служил, когда я только в школу пошел. Жили мы не богато, но и не бедно. Все же родители старались, чтобы у нас было все необходимое. А главное, мы всегда ощущали родительскую любовь, внимание и заботу. И отец, и мама сделали все от них зависящее, чтобы все четверо детей получили образование. Как это было для них нелегко, понимать стал тогда, когда у самого появилось трое детей. Я и сейчас безмерно благодарен им за то, что родили, вырастили и дали мне первый и самый важный билет в жизнь – возможность продолжать обучение в Ачинском индустриально-педагогическом техникуме. Второй билет для дальнего следования я получил по мере прибытия по распределению в Краснотуранкое СПТУ-21. Директор училища Анатолий Анатольевич Конопелько пользовался в коллективе заслуженным уважением, именно он закрепил за мной, как молодым специалистом, наставника, которого и сейчас вспоминаю как главного своего учителя и помощника. Свою первую группу из 25 учащихся, я выпустил успешно. Среди будущих механизаторов сельского хозяйства была даже одна девушка – Елена Мясникова. Она ничуть не отставала от ребят ни в плане учебы, ни в плане практики. Благо, материальная база училища к этому располагала. Каждый год мы получали до нескольких единиц техники, такой, что в колхозах и совхозах не было. Потому и выпускники мои были в профессиональном плане на высоте. Да и добрая половина из них не рвалась в города в поисках лучшей жизни, а оставалась работать и жить в селах, деревнях, обрастая семьями, хозяйством, в общем, пуская глубокие корни.
Все познается в сравнении?
- А как же иначе? – продолжил Сергей Алексеевич, - почему бы не сказать о том, что в материальном обеспечении несколько лет назад наблюдался застой. Но теперь появились новый комбайн и КамАЗ, оборудована мастерская с новыми тренажерами, на которых ребята приобретают первоначальные навыки, а на некоторые специальности даже объявлен конкурс.
О чем это говорит? О том, что после периода не востребованности сельских специалистов настали времена, когда молодежь вновь изъявляет желание работать в селе. И это радует. Но одно дело, учить студентов непосредственно профессии, а другое дело – учить жизни, не сбрасывая со счетов воспитательный процесс. Лично для меня воспитать из ребят хороших, надежных людей, привить им любовь к профессии – не менее важная задача, чем научить управлять техникой. Мы с ними и классные часы проводим, и тематические беседы, вечера. Спросите меня, есть ли разница между моими учениками различных выпусков? Отвечу. Лично я ее не замечаю. И тогда, и сейчас среди общего числа ребят находились и находятся такие, которых можно назвать звездочками. Их невозможно выгнать из тренажерных залов, отлучить от техники и запретить находиться сверхурочно на машинном дворе. Именно таких учащихся с огромным удовольствием берут на практику в хозяйства и доверяют защищать профессиональную честь на , различного уровня, соревнованиях. Мне, как мастеру с почти сорокалетним стажем работы, хочется верить, что пока есть у нас такие ученики, с которыми и нам интересно работать и передавать им свои знания, умения, опыт, профессия механизатора не останется невостребованной. И земля, она, знаете ли, тоже по достоинству ценит заботу человеческих рук.
Доброе слово не только кошке приятно
Как выяснилось из разговора с Георгием Коноваловым, студентом 3 курса ЮАТ, на ласку охотно реагирует и техника. «Для меня и комбайн, и трактор – это живые организмы. Если не одаришь добрым словом, не погладишь по корпусу, может и обидеться», - улыбается он. Георгий, на протяжении всей нашей беседы с Сергеем Алексеевичем, находился рядом с мастером и по окончании ее с удовольствием согласился поведать о начале своего профессионального пути.
- Я живу в красивом селе Беллык, - неторопливо, можно сказать основательно, приступил к рассказу юноша, - семья у нас среднестатистическая для сельской местности: мама, папа, трое детей. Две мои старшие сестры живут в городе, но я принял решение связать свою жизнь и судьбу с сельским хозяйством.
Возможно потому, что у нас всегда было свое большое подсобное хозяйство, и мой отец с малых моих лет приучал меня к крестьянскому труду. Мне было интересно находиться рядом с ним и наблюдать, как он ремонтирует наш трактор, а если он доверял мне посидеть за штурвалом, то моему мальчишескому счастью просто не было предела. С детства помню запах свежескошенной травы, сена и (обаятельно улыбается Гоша) еще, как ни странно, запах мазута и солярки. Именно так пахли руки отца, когда тот возвращался с работы. А еще я очень люблю лес, море, люблю собирать грибы, но больше всего этого люблю возиться с техникой. Это в конечном итоге и стало причиной выбора профессии механизатора. То, что я попал в группу к мастеру Сергею Алексеевичу, считаю большой удачей. Именно благодаря ему я получал и получаю знания, умения и навыки, необходимые в работе на сельскохозяйственной технике. И непосредственно его заслугой являются мои победы на конкурсах профессионального мастерства. Последний конкурс состоялся не так давно, весной этого года в Красноярске, где я занял второе место. Безусловно, расстроился, что не досталось «золото», но какие мои годы, покорю и эту вершину.
Кто, если не мы?
Как же мало сравнительных эпитетов к слову «интервью»! Оно может быть хорошим, интересным, поучительным, правильным и еще много каким угодно. А вот вкусным - нет. Хотя я испытывала истинное наслаждение от общения с собеседниками, как от кондитерских изделий сладкоежка. Хотелось говорить с ними ещё и ещё. Но, к сожалению, время истекало. Ну и кому же, как не Георгию, следовало завершить наш разговор? Причём, со всей присущей ему простотой и прямотой.
- Через год меня призовут на службу в армию, - сказал он, - уверен, что приобретенные мною в техникуме умения и навыки там непременно пригодятся. Девушки? А девушки подождут. Тем более такой, какая бы запала в душу, у меня пока нет.
Для меня главным в жизни на сегодня остаётся только учёба. Вы не думайте, я вовсе не аскет. Люблю хорошие книги, фильмы, охотно принимаю участие во всех культурно-массовых мероприятиях, которые часто проводятся в ЮАТе. Но тратить время на пустые посиделки, на праздное проведение досуга и вредные привычки мне жалко. Что касается моего жизненного кредо, то оно укладывается всего в три слова «Если не я, то кто же?». Вот поэтому я буду пахать землю, выращивать хлеб. Потому что, если не я, то кто же это будет делать?
|