Реализация проекта «Практико-ориентированное (дуальное) обучение»
в КГБПОУ «Южный аграрный техникум».
С 2014-2015 учебного года КГБПОУ «Южный аграрный техникум» ведет подготовку рабочих кадров по профессии «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства» по практико-ориентированной (дуальной) системе обучения, в рамках выполнения проекта «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности Красноярского края, на основе дуального образования».
Для реализации проекта приказом директора техникума была создана рабочая группа в которую вошли: глава муниципалитета, работодатели, представители районного совета депутатов, законные представители обучающихся, директор техникума, заместитель директора по УПР, методист, преподаватели дисциплин профессионально цикла и мастера производственного обучения.
Управление дуальным обучением осуществляется через взаимодействие техникума с муниципалитетом и работодателями (Приложение 1).
При разработке содержания образовательной программы важным моментом стало проектирование учебного плана, составление графика учебного процесса, а также определение перечня внеучебных мероприятий, направленных на формирование метакомпетенций обучающихся.
Ежегодно, содержание образовательной программы разрабатывается совместно с представителями работодателей с целью определения необходимых дефицитов в компетенциях, обучающихся в соответствии со спецификой реальных условий производства, вводятся дополнительные профессиональные компетенции, освоение которых происходит за счет часов вариативной части, выделенных ФГОС СПО. Также совместно разрабатывается организационная модель взаимодействия (Приложение 2).
В рамках дуальной модели обучения 40 % учебного времени отводится на подготовку в стенах техникума и 60 % учебного времени - на лабораторно-практические занятия и все виды практики с закреплением наставников из числа опытных работников предприятия. При этом, обучающиеся имеют возможность поработать на различных производственных участках: слесарных мастерских, цехах ремонта топливной аппаратуры, электротехнических цехах, различных ремонтных площадках и т.д. За весь период обучения студенты проходят весь производственный цикл (Приложение 3).
С 2015 года студенты 2 – 3 -х курсов проходят учебную и производственную практики на уборочных работах на комбайнах «Claas» и «Acros». Что позволяет студентам освоить современную технику. В период практики за обучающимися техникума закрепляют наставников из числа опытных работников предприятия. В АО племзавод «Краснотуранский» оборудован кабинет специальных дисциплин, где осуществляют обучение преподаватели техникума.
Ежегодно на предприятиях проходят стажировки преподаватели и мастера производственного обучения. Сотрудники базовых предприятий (которые являются преподавателями специальных дисциплин в качестве внешних совместителей) - проходят курсы повышения квалификации по педагогике.
Преимуществами реализации практико – ориентированного (дуального) обучения является:
- возможность обучения студентов на современном оборудовании и технике;
- сокращение сроков социально – психологической и профессиональной адаптации на предприятии;
- отсутствие необходимости в доучивании и переподготовки молодых специалистов;
- получение выпускниками техникума набора компетенций, отвечающих требованиям современной экономики в целом и работодателей в частности;
- получение выпускниками техникума возможности освоения набора дополнительных компетенций на основе вариативной части образовательной программы.
Ежегодно выпускники устраиваются на работу на базовые предприятия по профессиям «Слесарь по ремонту и обслуживанию сельскохозяйственных машин», «Водитель автомобиля категории «С», «Тракторист», являются призерами и участниками конкурсов профессионального мастерства. В 2017 году был осуществлен первый выпуск студентов, обучающихся по дуальной системе обучения, по итогам которого возрос процент трудоустройства обучающихся по профессии.